Жить, как в последний день. Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами к дню преставления духовника обители протоиерея Бориса Николаева (1915-2005)

  28 декабря, перед днем преставления духовника обители митрофорного протоиерея Бориса Николаева, состоялась еще одна беседа Матушки Игумении с сестрами. Расшифровку беседы публикуем на нашем сайте

 

Памяти протоиерея Бориса Николаева

  29 декабря – день блаженного преставления дорогого батюшки отца Бориса, которого мы все любим. Память сердца сохранила для нас многое: любовь батюшки, его смирение и послушание, обостренное чувство долга, истинно отеческое и пастырское отношение, жертвенность…  Хотелось бы сегодня сказать еще об одной его добродетели.

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря

Митрофорный протоиерей Борис Николаев совершает всенощное бдение в нашей обители. Полиелей. Фото из архива монастыря

  Многие из нас помнят  последние дни жизни отца Бориса.  Чувствовалось, что он готов к переходу в иной мир. И, собственно, духовный мир не был для него каким-то иным. Этот мир был ему близок и понятен. Батюшка вел духовную жизнь и проживал каждый свой день как последний.

  Когда мы думаем о том, что «внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся», нами зачастую овладевают страх и паника. Мы не готовы к этому событию, страшимся его. Но боимся мы совсем не того, чего следует. Для нас смерть является неожиданностью и неизбежной катастрофой. Положение утяжеляет множество наших грехов, а вернее то, что в сердце нет должного покаяния – там  царят либо уныние, либо беспечность и забвение. Но так ли относятся к смерти и Суду Божиему святые и праведные люди?

  Батюшка часто приводил нам слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и других святых Отцов о том, что тело свое нужно содержать так, как будто мы можем прожить сто лет, а страсти душевные обуздывать, обиды забывать, скорби отвергать, болезнями и лишениями пренебрегать так, как будто не доживем до вечера. Он говорил о том, что, если мы действительно понимаем, что живем последний день, то будем всеми силами стараться внимательнее молиться, делать как можно больше доброго, миловать ближних и прощать всех без промедления. Отец Борис часто напоминал о необходимости следовать слову Писания «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26-27). Сам он жил именно так. Поэтому его отношение к последнему дню жизни не имело ничего общего с паническим страхом перед смертью и будущими мучениями. Он мирно и спокойно ожидал встречи со Христом. Переживая за своих духовных детей, он и их также предавал в руки Милосердного Господа.

Игумения Викторина и протоиерей Борис с сестрами и певчими обители. Пасха 2004 г.

Игумения Викторина и протоиерей Борис с сестрами и певчими обители. Пасха 2004 г.

  Когда батюшку постигла предсмертная болезнь, он не отвергал медицинской помощи, но и не жалел себя: провел последнюю беседу с сестрами, напомнив самое основное, чему учил, принял сестер на исповедь. Из его слов и действий было понятно, что он знал о времени кончины. Он предупредил о разлуке каждого из духовных детей в меру его сил и готовности. В то же время, отец Борис дал нам почувствовать, что не оставит нас и будет за нас молиться. Его кончина была воистину христианской, безболезненной, непостыдной и мирной. Это было отшествие к Богу, переход от временной жизни, где он созидал в своей душе Царствие Божие, к жизни бесконечной.

  Для того чтобы так встретить свою кончину, нужно стремиться делать то же, что делал батюшка. К сожалению, мы часто оправдываем себя тем, что «мы не святые», что «так поступать для нас невозможно» и «мы живем в другое время». Но Евангелие написано для всех людей и на все времена. И, если исполнить сказанное Господом было бы невозможно, Он не оставил бы нам Заповедей.

  В отношении святости и несвятости можно сказать следующее.  Читая автобиографию батюшки, мы как бы слышим его чистосердечный рассказ о начале его жизни – детстве и юношеских годах. Предпосылок для развития в его душе добрых качеств не было почти никаких. Но было стремление к Богу. Было желание жить так, как написано в Евангелии и святоотеческих книгах. Христос стал для него целью и смыслом жизни. И батюшке удалось достичь больших духовных высот.

  Движимый любовью к Спасителю, отец Борис прошел через все испытания  - нелюбовь и непонимание ближних, скорби, болезни, тюремное и лагерное заключение за веру. Он принимал волю Того, Кого любил больше жизни. У него была жажда Богообщения и потребность делать добро. Он не мог прожить дня без добрых дел и сострадания ближним. Вся его жизнь была богослужением. Правила святых Отцов не были для него формальностью: следуя им, отец Борис выражал свою любовь к Богу и ближним. Каждый день он стремился еще теснее соединится с Господом, Которому всегда предстоял. Поэтому смерть, как и все обстоятельства жизни, приближала его к Богу.

  Святой апостол любви Иоанн Богослов говорит о том, что страх имеет в себе муку (см. 1 Ин. 4, 18).  Конечно же, страх бывает разный: он может быть нам полезен, так как отрезвляет нас и препятствует совершить грех. Но подчас наше внимание концентрируется не на том. Вместо того чтобы бояться оскорбить Любящего Господа, мы боимся чего угодно – боли, болезни, скорбей, катастроф, смерти. Но ведь если мы стремимся быть с Богом и соблюдать Его заповеди, то ничто не разлучит нас от любви Божией. И, если мы приносим деятельное покаяние, то имеем надежду на то, что Господь нас помилует. А предавая себя Богу, ощущаем помощь Того, без воли Которого и малая птица не упадет на землю. Вспомним, например, святых мучеников: какие великие страдания они претерпели перед кончиной, и каких наград от Господа сподобились. Явившаяся преподобному Паисию Святогорцу великомученица Евфимия всехвальная сказала, что, если бы знала, какое воздаяние получают пострадавшие за Христа, то молила бы Господа о более продолжительных и сильных страданиях.

  Господь призывает душу человека в иной мир в самый благоприятный момент, когда душа либо достигает вершины добродетели, либо далее ее ждет что-то неблагоприятное или мешающее получить блистательный венец от Бога. Отшествие ко Господу батюшки увенчало его знаменную жизнь. Верим, что он предстательствует о нас перед Богом. Вечная память и вечный покой приснопоминаемому протоиерею Борису!  

игумения Викторина (Перминова)

28 декабря 2016 г.

О протоиерее Борисе Николаеве можно также прочесть в книге "Знаменная жизнь" в рубриках "Предшественники" //mbrsm.ru/category/predshestvenniki/   //mbrsm.ru/category/predshestvenniki/page/2/ и "Воспоминания"  //mbrsm.ru/category/vospominaniya/page/2/

29 декабря — день кончины протоиерея Бориса Николаева. Отец Борис, каким мы его знали

Возвращение на духовную родину

 

 

.