Свобода духа. Разорение и возрождение Казанского храма. Часть 3

12_06_13_3

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

   Революционные бури были началом небывалых страданий Русской Земли и гонений на Церковь. Новые гонители превзошли в своей беспощадности мучителей первых веков. Число жертв и мера их страданий превысили первохристианские времена. Для очищения народа, свернувшего, в большинстве своем, «с предначертанной ему прямой исторической дороги»[1] праведности и святости, о которой говорил В.О. Ключевский, необходимо было, чтобы он прошел через все испытания ХХ века. Храм все пережил вместе с русским народом. Он был разорен, обезглавлен; в нем больше полувека не совершалось богослужение… Но, по милости Божией, он был возрожден в наши дни. Великое освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ.

  ХХ столетие было временем страданий. Страдали новомученики и исповедники Российские, кровь которых стала семенем Церкви и основанием возрождающейся в наше время церковной жизни. Страдали миллионы людей в тюрьмах, лагерях, ссылках, огне войны, изгнании, ожидании ареста, беды, за своих близких. Страдали и те, кто когда-то рассуждал «о свободах и правах», не имея истинной свободы, и те, кто им верил. Страдали сами гонители – бывшие вдохновители уличных боев, уничтожая друг друга: в их душах царил ад. В зависимости от внутреннего состояния, страдания одних были спасительными, а других – нет, но и в последнем случае оставалась возможность покаяния, и бывший гонитель, подобно благоразумному разбойнику, мог стать мучеником, если сам того желал. Вместе с народом страдали храмы и обители, разрушаемые и оскверняемые богоборцами.

 

Икона преподобномученицы Татианы (Бесфамильной) - сестры монастыря, пострадавшей за веру во время гонений. Расстреляна на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г.

Икона преподобномученицы Татианы (Бесфамильной) - сестры монастыря, пострадавшей за веру во время гонений. Расстреляна на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г.

Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. Его настоятельницу − игумению Ювеналию, сослали на Соловки, в лагерь особого назначения, где след ее жизни теряется. Вероятно, на Соловках окончился ее страдальческий путь. Многие сестры также пострадали за веру, среди них – святая преподобномученица Татиана (Бесфамильная), жившая в монастыре с детских лет. Игумения Ювеналия представила ее к пострижению в иночество, и в 1920 году постриг был совершен. Настоятельница и ее духовная дочь знали – это путь на крест. Но они обе свободно и сознательно принесли жертву Богу.

  После закрытия монастыря, когда Матушка уже была на Соловках, святая Татиана жила недалеко от обители и старалась сохранить в душе все то, что дал ей монастырь. Она была арестована и заключена в тюрьму на Лубянке. Держалась она стойко: никого не предала и виновной себя не признала. Тот, кто знаком с материалами и свидетельствами тех страшных лет, хорошо знает, чего это стоило. Пытки застенков НКВД мог выдержать только свободный от мирских привязанностей, добродетельный, сильный духом, укрепляемый и вразумляемый Свыше человек. 21 октября 1937 года святая была расстреляна на Бутовском полигоне. В один день с ней расстреляли и священномученика Павла Преображенского, с 1908 по 1917 годы прослужившего в Рождественском монастыре, при игумении Ювеналии, в сане диакона.

  Казанский храм был обезглавлен: внутри него сделали перегородки для устройства коммунальных квартир. В трапезных палатах были некоммунальные, лучшие на территории закрытой обители квартиры. В полуподвальном помещении располагался Управдом.

Разоренная святыня. Храм Казанской иконы Божией Матери в начале 90-х гг. ХХ в.

Разоренная святыня. Храм Казанской иконы Божией Матери в начале 90-х гг. ХХ в.

  В 70-х годах здание церкви вместе с большей частью строений были отданы Московскому архитектурному институту. В храме расположилась кафедра живописи. Благодаря некоторым из сотрудников фрагменты росписей были сохранены. Перед проверками, посещением разных комиссий и высокого начальства, росписи, там, где они были видны, завешивались плакатами и закрывались щитами. В какую-бы эпоху ни жил человек, он может обрести внутреннюю свободу и поступать по совести.

  Настало время возрождения монастыря и его святынь. Пожалуй, одной из самых долгих и непростых была история возвращения монастырю трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В августе 1997 года монастырю была возвращена только часть храма. Стены были исписаны яркими граффити, сделанными студентами; по вечерам из здания нередко доносилась громкая музыка, в больших окнах храма мелькали огни – очевидно, там проходила дискотека.

  К празднику Пасхи 2001 года два этажа здания храма были переданы монастырю. К сожалению, полуподвальное помещение продолжала занимать одна из фирм. На разрешение вопроса с данными арендаторами потребовалось более десяти лет (с момента открытия монастыря по 2003 год), положение было довольно сложным. Письменное обращение Первосвятителя к арендаторам воздействия не имело.

  Несколько месяцев понадобилось для того, чтобы разобрать возведенные в советский период перегородки и очистить храм от мусора. Мусор вывозили десятки самосвалов. В 2002 году был снят и вывезен грунт между Казанским храмом и Богородице-Рождественским собором. В том году храме Казанской иконы Божией Матери было восстановлено перекрытие в его центральной части, возобновлены фрески на западной стене, расчищались росписи южной стены.

  В 2003 году, к престольному празднику монастыря была восстановлена трапезная Казанского храма с подсобными помещениями. Нужно заметить, что за две недели до престольного праздника фирма, более десяти лет занимавшая полуподвальное помещение трапезного храма, неожиданно в срочном порядке покинула место своего долголетнего пребывания. Насельницы обители расценили произошедшее как чудо милости Божией.

  На протяжении многих лет Святейший Патриарх Алексий II принимал самое активное участие в судьбе храма Казанской иконы Божией Матери, ходатайствуя перед городскими властями об его освобождении. Когда трапезный корпус с храмом, хотя и не полностью, был передан обители, Святейший Патриарх благословил начатое дело возрождения храма, посетив его перед всенощным бдением 20 сентября 2001 года.

   В наше время Господь воздвиг тех, кто увидел в порушенном и оскверненном Доме Божием былую красоту и величие и пожелал возродить храм-символ, чтобы он напоминал о вечности, созидающей силе любви и свободе в Боге – освобождении от страстей и пороков для созидания Царствия Божия. Постепенно возрождающийся храм становился украшением столицы. Выполнялись внутренние и внешние реставрационные работы: были отремонтированы чердачное помещение, стены, реставрировались росписи. Вознеслись над московскими бульварами купола, на которых засияли кресты. К сентябрю 2007 года храм был подготовлен к проведению богослужений.

  21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, ровно через сто лет после проведения в стенах храма первого богослужения священномучеником митрополитом Владимиром (Богоявленским), Святейший Патриарх Алексий II совершил первую Божественную литургию в обновленном храме.

Патриаршее богослужение 21 сентября 2007 г.

Патриаршее богослужение 21 сентября 2007 г.

Святейший Патриарх Алексий II молится в алтаре Казанского храма.

Святейший Патриарх Алексий II молится в алтаре Казанского храма.

  22 марта 2008 года, в день памяти Сорока мучеников Севастийских, Святейший Патриарх Алексий II вновь совершил Божественную литургию в трапезном храме – свое последнее богослужение в стенах Богородице-Рождественской обители.

Святейший Патриарх Алексий совершает богослужение на праздник свв. Сорока мучеников Севастийских. 22 марта 2008 г.

Святейший Патриарх Алексий II совершает богослужение на праздник свв. Сорока мучеников Севастийских. 22 марта 2008 г.

  По окончании Богослужения Первосвятитель обратился к молящимся со словом назидания, в котором сказал: «История этого монастыря связана с Куликовской битвой. В стенах обители нашли приют и духовное утешение вдовы воинов, павших на поле Куликовом. Более пяти веков здесь возносились молитвы за Отечество наше и поминались те, кто погиб, защищая его. Потом наступила суровая година испытаний и гонений, монастырь был закрыт и разграблен.

  В тяжелом состоянии приняли мы обитель в 1993 году. Сослужащие мне сегодня владыка Амвросий и отец протодиакон Владимир помнят разруху, которая царила здесь в начале 1990-х годов, и поражены нынешним благолепием этого храма. Совершая здесь Божественную литургию в День памяти 40 мучеников Севастийских, мы невольно вспоминаем подвиги новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру и Христа Спасителя в XX веке.

  Спасибо Вам, матушка игумения, за Ваши труды! Вы скромно, не трубя перед собой, как говорится в Евангелии (Мф. 6, 2), совершаете добрые дела и восстанавливаете то, что было в прошлом порушено. Благодаря Вам мы сегодня имеем возможность молиться в этом благолепном в полном смысле этого слова храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. Да благословит Вас Господь на Ваши труды по возрождению этой порушенной святыни Первопрестольного града, да дарует Он Вам силы и здоровье нести Ваше настоятельское служение в сей древней обители!

  Еще многое здесь предстоит восстановить: храм святителя Иоанна Златоуста и Богородице-Рождественский собор. Но знаменательно, что возвращение сей святой обители к жизни началось с храма Казанской иконы Божией Матери, с которым, по величественности и благолепию, не может соперничать ни один другой трапезный храм Москвы, а только лишь трапезный храм преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После вчерашних снегопадов сегодня ярко светит солнце как будто для того, чтобы мы все смогли вкусить духовной радости от общей молитвы в этом великолепном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Молитвенно желаю, чтобы Господь Вседержитель и Заступница Усердная рода христианского даровали Вам, матушка Викторина, насельницам и попечителям монастыря Свою благодатную помощь в Ваших трудах во славу Божию» [2].

  7 ноября 2010 года произошло событие, которое стало вехой в истории обители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершил великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери.  Первосвятительская молитва.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. Первосвятительская молитва.

Святейший Патриарх Кирилл совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

и возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.

  По окончании торжественного Патриаршего Богослужения, за которым ощущалось единство в молитве Первосвятителя и паствы, игумения Викторина обратилась к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности. Сказав о том, что Казанский храм строился в трудный для России период Русско-японской войны и кровавых событий 1905 года в противовес революционному хаосу, Матушка Игумения назвала этот памятник эпохи «своего рода символом созидательной силы православной веры, любви и единства в Боге сплотившихся вокруг него русских людей». «Во время освящения Скинии Моисеевой, первый храм Истинного Бога на земле покрыло светлое облако, и осенила Слава Господня. Так и сегодня все молящиеся в освященном Вами, Ваше Святейшество, храме, объединенные отеческой Первосвятительской молитвой, ощутили благодатное осенение Свыше и Покров Пречистой Божией Матери», − сказала Матушка, пожелав Святейшему владыке долгих и плодотворных лет Патриаршества, крепкого здоровья, помощи и утешения от Господа на жизненном пути. В память об освящении храма игумения Викторина преподнесла Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного.

Патриаршее богослужение в обители. 7 ноября 2010 г.

Патриаршее богослужение в обители. 7 ноября 2010 г.

  Святейший Патриарх КИРИЛЛ обратился к присутствующим с Первосвятительским словом: «Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершает Божественную литургию в новоосвященном Казанском храме. 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершает Божественную литургию в новоосвященном Казанском храме. 7 ноября 2010 г.

  Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы. Милостью Божией в Отечестве нашем готовится принятие закона о возвращении религиозным организациям так называемых объектов религиозного назначения — попросту говоря, речь идет о возвращении храмов. Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости.

  Я говорю об этом именно в этом храме, который был освящен под грохот первой русской революции, который прошел через все испытания XX века, был изничтожен, с пренебрежением ко всякой культуре и всякой культурной традиции, а в наши времена усилиями Церкви, монашествующих, доброхотов мало-помалу восстановлен. Надеемся, что и все эти тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону. И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, — чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, — воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви.

  Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать — как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?

  12_06_13_17Надеюсь, что по милости Божией народ наш преодолеет и эти рудименты страшных революционных событий. Надеюсь, что при поддержке Государственной Думы, всего нашего общества закон будет принят и справедливость будет восстановлена. Не может быть справедливого общества, основанного на попрании справедливости. И если мы действительно хотим иметь страну процветающую, мирную, благополучную, в которой все бы жили свободно и имели возможность раскрывать свой потенциал, мы должны преодолеть самые безобразные и кощунственные последствия нарушения человеческой справедливости.

  Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Мне рассказали историю освобождения этого храма — как много довелось испытать страданий, скорбей! Но в конце концов храм был освобожден, и, кстати, студенты того самого института, который занимал эти помещения, были одними из первых, кто содействовал восстановлению храма и кто ратовал за его возвращение Церкви. Дай Бог, чтобы вопрос возвращения храмов и церковных зданий перестал вызывать у некоторых болезненную реакцию, чтобы люди осознали, что это естественное развитие жизни общества и народа.

  Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости. И радуюсь, что могу сказать все это здесь, в присутствии верующего народа, под сводами Казанского храма, освященного в бурные годы первой русской революции.

  В память о пребывании в обители и об этой молитве я бы хотел преподнести Вам икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.

  Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь» [3].

Перед праздником. Солнце над храмом Казанской иконы Божией Матери. 11 июля 2016 г.

Перед праздником. Солнце над храмом Казанской иконы Божией Матери. 11 июля 2016 г.

  Благословением и добрым пожеланием нашего Первосвятителя хотелось бы завершить рассказ о трапезном храме во имя Казанской иконы Божией Матери. Дело созидания продолжается. Благодатное присутствие Божие в храме, совершаемые богослужения и Таинства, спасительное слово, которое слышат молящиеся здесь, укрепляют души для сокровенного внутреннего делания и добрых свершений в повседневной христианской жизни. А это значит, что в человеке восстанавливается порушенный грехом храм Живого Бога.

Примечания:

[1] Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С. 65.

[2] См. http://www.patriarchia.ru

[3]Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. См. http://www.patriarchia.ru

Рассказ о Патриарших богослужениях и великом освящении храма иллюстрирован фотографиями Пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. http://www.patriarchia.ru