30 июня. Евангельское чтение дня с толкованиями

Храмы устремляются в небо... Апостольское чтение дня с толкованиями можно прочесть здесь

Мф., 27 зач., VIII, 23-27.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Толкования:

Святитель Феофан Затворник

   Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей: а Господь шлет нам урок: "маловеры!" И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: "погибаю!", а с преданностью взывай: "Господи! если хочешь - можешь. Однако не моя, но Твоя воля да будет". Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.

Святитель Иоанн Златоуст

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его

   Лука, не входя в исследование порядка времен, говорит так: в один день Он вошел с учениками Своими в лодку (Лк.8:22). Точно так же говорит и Марк.

   Но Матфей поступает не так: он соблюдает здесь и самый порядок происшествий. Не все евангелисты обо всем писали одинаково, – о чем и прежде говорил я, чтобы кто-нибудь из опущения не заключил, что между евангелистами есть разногласие.

   Итак, Христос послал прежде народ, а учеников взял с Собой, как они свидетельствуют о том; взял же их не без цели и не без намерения, но для того, чтобы сделать их зрителями чуда, имеющего совершиться. Он, как некий наилучший наставник детей, поучал их тому, чтобы они с одной стороны были бесстрашны среди бедствий, а с другой – смирялись среди почестей. Чтобы они не превозносились тем, что Спаситель, отослав прочих, удержал их при Себе, – для достижения этой цели и вместе для приучения их к мужественному перенесению искушений, попустил им обуреваться волнами.

   Хотя, конечно, велики были и прежние чудеса, но настоящее чудо и заключало в себе немалое назидание, и было знамением, подобным древнему. Потому Спаситель и берет с Собой одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собой одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 23-26 И когда Он восходил на корабль, последовали за ним ученики, и вот на море поднялось сильное волнение, так что корабль покрывался волнами

   Пятое знамение сотворил Он, когда, войдя на корабль, на пути из Капернаума, Он повелевал ветрам и морю. Шестое, - когда в стране Гергесинской  дал власть демонам над свиньями. Седьмое, - когда, входя в город Свой, исцелил второго расслабленного на постели; а первым расслабленным был сын сотника.

а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные

   Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы (Ион 1), когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего.

Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

   И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца - как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 23-24 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал

   Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо. Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали. Спит же с той целью, чтобы ученики, испугавшись, сознали свою слабость и обратились к Нему с молитвою. Поэтому сказано: (См. далее Толкование на Мф. 8:25)

Свт. Иоанн Златоуст

И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал

   Далее, Матфей говорит просто, что Иисус спал; а Лука говорит, что Он спал на возглавии, показывая через то Свое смирение, и поучая нас великой мудрости.

Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем

   Итак, когда поднялась буря и море сильно волновалось, ученики будят Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем (Мф.8:25). Спаситель, прежде чем усмирить море, обратился к ним с обличением.

   Буря, как сказал я, попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их. Потому и Павел говорил: мы не хотим оставить вас, братья, в неведении, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2Кор.1:8).

   И далее опять говорит: Который избавил нас от столь близкой смерти (2Кор.1:10). Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устраивает во благое. Так и самое смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо важнейшим, и происшествие навсегда сохранилось в их памяти. Когда Бог имеет намерение совершить что-нибудь чудесное, то сначала предустраивает многое для утверждения его в памяти людей, чтобы они не забывали совершенного Им чуда.

…Поэтому Он и спит, давая им время испытать страх и заставляя их сильнее почувствовать происходящее… Он попускает бурю, чтобы через спасение они сильнее почувствовали Его благодеяние.

Храмы обители и московское небо...

Храмы обители и московское небо...

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные

   Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.

Свт. Иоанн Златоуст

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

   Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собой одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх.

   А если кто скажет, что ученики не по страху и не по маловерию приступили к Иисусу и разбудили Его, то я скажу, что это-то самое особенно и было доказательством ненадлежащего их о Нем мнения.

   Они были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю; но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены. И что удивляться несовершенству их в настоящем случае, когда они и после многих других чудес еще оставались весьма несовершенными?

   Потому-то Христос часто и укоряет их; так, например, когда говорит: неужели и вы еще не разумеете (Мф.15:16)? Итак, не удивляйся, если народ не имел о Нем высокого понятия, когда и сами ученики пребывали несовершенными.

Свт. Кирилл Александрийский

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

   Слово спаси достойно похвалы за веру, а слово погибаем изобличает маловерие думающих об опасности, хотя с ними плывет Христос. И не совершенно неверными, но маловерными [оказались] те, кто не проявил отваги в опасности, хотя с ними Христос.

Свт. Иоанн Златоуст

Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему

   Удивляясь, говорит евангелист, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему (Мф.8:27)? Впрочем, Христос не обличил их в том, что Его называли человеком; но ждал, до времени вразумляя их чудесами, что такое их мнение о Нем ошибочно. Отчего же почитали Его человеком? Оттого, что Он имел образ человеческий, спал и был на корабле. Поэтому-то они в недоумении и говорили: кто это? Тогда как сон и внешний вид показывали в Нем человека, – море и тишина являли в Нем Бога.

   Хотя и Моисей сотворил некогда подобное же чудо, однако, и здесь открывается преимущество Христа, потому что Моисей чудодействовал как раб, а Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь, повелевающий рабу и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря тотчас совершенно утихла, так что не осталось никакого и следа волнения. Евангелист изобразил это так: и сделалась великая тишина.

   И что было сказано о величии Отца Его, то Он опять явил в делах Своих. Что же было сказано об Отце? Скажет, – говорит пророк, – и восстанет бурный ветер (Пс.106:25). Так и здесь говорится: сказал – и сделалась великая тишина.

   Потому-то особенно и удивлялись Ему люди; между тем они не удивились бы, когда бы Он поступил подобно Моисею. После того, как Христос удалился от моря, последовало другое, страшнейшее чудо.

Источник: сайт Оптиной пустыни

Православие.ru