7 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ посетил свой ставропигиальный монастырь. Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение монастырского храма Казанской иконы Божией Матери
и возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодальной комиссии по делам монастырей; иеромонах Антоний (Севрюк), руководитель Личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси; клирики храмов монастыря и г. Москвы. За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), сестры обители, учащиеся Церковно-певческой и Воскресной школ монастыря, прихожане монастырских храмов.
Святейший Патриарх КИРИЛЛ рукоположил насельника Троице-Сергиевой Лавры иеродиакона Ипатия (Журова) во иеромонаха.
По окончании торжественного и молитвенного Патриаршего Богослужения, за которым ощущалось духовное единение Первосвятителя и паствы, игумения Викторина обратилась к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности.
Сказав о том, что освященный новомучеником митрополитом Владимиром (Богоявленским) Казанский храм строился в трудный для России период Русско-японской войны и кровавых событий 1905 года в противовес революционному хаосу, Матушка игумения назвала этот памятник эпохи «своего рода символом созидательной силы православной веры, любви и единства в Боге сплотившихся вокруг него русских людей». Храм также известен тем, что в его стенах служил святой праведный Иоанн Кронштадский. «Во время освящения Скинии Моисеевой, первый храм Истинного Бога на земле покрыло светлое облако, и осенила Слава Господня. Так и сегодня все молящиеся в освященном Вами, Ваше Святейшество, храме, объединенные отеческой Первосвятительской молитвой, ощутили благодатное осенение Свыше и Покров Пречистой Божией Матери,» - сказала Матушка, пожелав Предстоятелю Русской Церкви долгих и плодотворных лет патриаршества, крепкого здоровья, помощи и утешения от Господа на жизненном пути. В память об освящении храма игумения Викторина и сестры обители преподнесли Его Святейшеству образ Спаса Нерукотворного.
Святейший Патриарх КИРИЛЛ обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, многочтимая матушка игумения, дорогие сестры! Братья и сестры!
Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.
Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы. Милостью Божией в Отечестве нашем готовится принятие закона о возвращении религиозным организациям так называемых объектов религиозного назначения — попросту говоря, речь идет о возвращении храмов. Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости.
Я говорю об этом именно в этом храме, который был освящен под грохот первой русской революции, который прошел через все испытания XX века, был изничтожен, с пренебрежением ко всякой культуре и всякой культурной традиции, а в наши времена усилиями Церкви, монашествующих, доброхотов мало-помалу восстановлен. Надеемся, что и все эти тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону. И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, — чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, — воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви.
Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать — как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?
Надеюсь, что по милости Божией народ наш преодолеет и эти рудименты страшных революционных событий. Надеюсь, что при поддержке Государственной Думы, всего нашего общества закон будет принят и справедливость будет восстановлена. Не может быть справедливого общества, основанного на попрании справедливости. И если мы действительно хотим иметь страну процветающую, мирную, благополучную, в которой все бы жили свободно и имели возможность раскрывать свой потенциал, мы должны преодолеть самые безобразные и кощунственные последствия нарушения человеческой справедливости.
Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Мне рассказали историю освобождения этого храма — как много довелось испытать страданий, скорбей! Но в конце концов храм был освобожден, и, кстати, студенты того самого института, который занимал эти помещения, были одними из первых, кто содействовал восстановлению храма и кто ратовал за его возвращение Церкви. Дай Бог, чтобы вопрос возвращения храмов и церковных зданий перестал вызывать у некоторых болезненную реакцию, чтобы люди осознали, что это естественное развитие жизни общества и народа.
Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости. И радуюсь, что могу сказать все это здесь, в присутствии верующего народа, под сводами Казанского храма, освященного в бурные годы первой русской революции.
В память о пребывании в обители и об этой молитве я бы хотел преподнести Вам икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.
Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь".
В Слове, обращенном к присутствующим на праздничной трапезе, Его Святейшество поблагодарил всех участников богослужения, игумению, сестер и благотворителей обители за подготовку к великому освящению храма и гостеприимство. Высокий Покровитель монастыря сказал о том, что освящение монастырского храма, возобновленного несколько лет назад, совпало с трагической для России датой революции, более семидесяти лет считавшейся в нашей стране государственным праздником. Послереволюционные годы безверия разрушали веками складывавшиеся духовные устои русской жизни вместе с храмами, возведенными нашими предками для соединения с Богом в молитве и Таинствах. Возрождение и освящение в обители храма в честь Казанской иконы Божией Матери, является восстановлением исторической справедливости.
Святейший Патриарх напомнил присутствующим об историческом прошлом обители и цели ее создания. Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь, основанный в честь великой победы на Куликовом поле и в память погибших в битве воинов, был создан именно для того, чтобы в стенах его храмов возносилась молитва о почивших и живущих, и свет духовной, добродетельной жизни монастырских насельниц, свет их веры, любви, подвига, озарял бы окружающий мир.
Монастыри, как сказал Святейший Патриарх, всегда являлись источником духовного просвещения. Столичные монастыри, находящиеся в самом центре мегаполиса с его бурной, суетной жизнью, призваны помочь многим найти спасительный путь, обрести правильные ориентиры. Жизнь иноков с одной стороны принадлежит иному бытию, а с другой проходит на земле, среди людей. Причастность к духовному миру возлагает на монашествующих огромную ответственность за их дела, слова и поведение перед лицом мира.
Святейший Владыка заметил, что одним из немногих мест Священного Писания, ясно и определенно говорящим о загробной участи людей, является притча Спасителя о богатом и Лазаре, слышанная нами за богослужением. Притча глубоко назидательна для всех - и монашествующих, и мирян. О загробном мире известно мало: в основном, мы черпаем знания о нем из Священного Предания, в котором также действует Дух Божий. В Евангельском чтении Предание облечено в слово, и это слово Самого Христа, открывающее о рае и аде, где пребывают по смерти души людей соответственно их делам и нравственному выбору. Те, кто выбирает жизнь по заповедям Господним, даже если она проходит в лишениях, скорбях, постоянном самопожертвовании, и, может быть, в нищете, пойдут в рай. Кто предпочел жить греховно, эгоистически, окажутся в аду. Рай и ад взаимопроникаемы (богатый мог видеть Лазаря на лоне Авраамовом), и в то же время взаимно непроникаемы, что следует из ответа Авраама богачу. Притча о богатом и Лазаре является предупреждением Милостивого Господа, которое каждый может отнести к себе. Господь не желает, чтобы человек мучился по собственной вине, и, в силу дарованной ему свободы нравственного выбора, невозможно было бы изменить его участь и подать даже малое облегчение.
Святейший Патриарх КИРИЛЛ обратился к сестрам ставропигиального монастыря, особенно к самым молодым из них, с отеческим увещанием не поддаваться искушениям и соблазнам, как бы это ни было трудно посреди столичного города, подобно бурному морю шумящего за монастырскими стенами. Жизнь по страстям ничего не приносит душе, кроме разочарования, боли и, в конечном счете, страдания в вечности. «Какие бы соблазны ни представлял вам мир, помните и знайте: все это тлен и суета, - сказал в заключении Святейший Владыка. - Старайтесь жить добродетельно, сохраняйте духовность, чтобы стать «светом мира и солью земли» и помочь другим прийти к спасению. Тогда вокруг вас спасутся тысячи».
После трапезы Святейший Патриарх посетил монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы, где благословил всех насельниц обители.
Милостивое отношение Его Святейшества поддержало сестер на монашеском пути, в трудах ради спасения души и на благо ближних. Насельницы столичного монастыря стремятся осуществлять свое служение во Славу Божию, на пользу Церкви и Первопрестольного града, в молитве, трезвении и труде.